« 19 »  09  20 15 г.




Сравнительный оборот знаки препинания

Урок 25 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ Поурочные планы по русскому языку 11 класс Поурочные планы по русскому языку Урок 25 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания. Тип урока : обобщение и систематизация знаний. Методы : самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Синтаксические единицы, вводимые союзом как, достаточно разнообразны: это могут быть придаточные предложения изъяснительные, времени, сравнительные, образа действия; в придаточных образа действия как — союзное словосравнительный оборот знаки препинания конструкции, сравнительные обороты, приложения, обороты, получившие название со значением «в качестве». Например: В мире идет война, Россия ее на глазах проигрывает, миллионы людей гибнут, страдают, но никто из рядовых, простых российских граждан ничего, как у нас водится, поделать не может. Политика неизбежна, как дурная погода, но, чтобы облагородить политику, необходима культурная работа, и давно пора внести в область злых политических эмоций эмоции доброты и добра. Позже судьба еще сведет Бунина и Горького как прямых соперников — это будет уже в бунинской эмиграции, в начале тридцатых, по поводу Нобелевской премии. Он разошелся с символизмом так же, как разошелся с революционно-демократическим движением. Если исключить из списка придаточные предложения изъяснительные, времени и вставные конструкции, в которых постановка запятых не вызывает затруднений, останутся конструкции со сравнительный оборот знаки препинания семантикой. Интересно, что из всех сравнительных союзов а их немало: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как лишь союз как характеризуется достаточной широтой употребления. Наибольшие трудности представляет проблема различения и обособления сравнительных оборотов, приложений и оборотов со значением «в качестве». Они отличаются от придаточных предложений своей структурой. Придаточное — это развернутая предикативная конструкция, в которой наличествуют либо оба главных члена, либо одно сказуемое в односоставном либо двусоставном неполном предложении. Сравнительные обороты, приложения и обороты со значением «в качестве» представляют собой конструкции редуцированные, «сокращенные». Исходной конструкцией, общей для всех названных единиц, можно считать придаточное образа действия со значением сравнения, присоединяющееся к местоименному наречию так главного предложения. Превращая исходное придаточное в ту или иную редуцированную конструкцию, мы видим, что большинство сравнительных оборотов, приложений, оборотов со значением «в качестве» займут позицию обстоятельственного компонента так. Поэтому обороты со значением «в качестве» и преобладающая часть сравнительных оборотов выступают в роли обстоятельств. Приложения, как и другие определения, также могут содержать обстоятельственный компонент значения чаще причинный. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. «Восстановим» полную, нередуцированную конструкцию этого предложения: Ленский был принят так, как принимают женихов. Придаточное, сократившись до оборота, занимает позицию так. Оборот со значением «в качестве» в предложении выполняет функцию обстоятельства и примыкает к сказуемому — вопрос к обороту должен задаваться от сказуемого. Вместе с тем такой оборот является и носителем новой текстовой информации — он несет на себе в предложении фразовое или логическое ударение. Рассмотрим другие примеры: Придет день, я восстану открыто на него Горького. Да не только как на человека, но и как на писателя. Таким образом, местная популярность Горького не имела ничего сравнительный оборот знаки препинания с представлением о сравнительный оборот знаки препинания как о писателе, буревестнике, сравнительный оборот знаки препинания пролетариата и т. Словосочетание с таким оборотом выражает сравнительный оборот знаки препинания отношения: восстану как? Если же оборот с как связан не со сказуемомым вопрос задается не от негоа с существительным или местоимением, он выступает как приложение. Впрочем, возможно, конечно, как особое чувство, пристрастие к солнцу, отмеченное еще в «скорпионском» сравнительный оборот знаки препинания. Вопрос к обороту задается от существительного: пристрастие какое? Эти конструкции обладают определенным сходством, и поэтому они могут быть взаимозаменяемы. Подобное сходство может быть выявлено из анализа их смысловых составляющих. В довольно сложное содержание предложений с обоими названными оборотами входит сравнительный оборот знаки препинания элементарный смысл: Пристрастие к солнцу — сравнительный оборот знаки препинания чувство; Горький — человек и писатель, Ленский — жених и т. Содержание таких конструкций отражает «прямые», реальные отношения между субъектом и приписываемым ему признаком. Если же между двумя существительными, кроме предикативных отношений, есть отношения сравнения, тогда такая конструкция не может быть ни приложением, ни оборотом со значением «в качестве». Это только сравнительные сравнительный оборот знаки препинания. Писатели, как подросшие и оперившиеся дети, вечно спорили, роптали, делались непокорны устойчивым семейным порядкам. Предложение Писатели — подросшие и оперившиеся дети неправильное, поскольку оно искажает смысл. Однако и наличие чистых сравнительных отношений между компонентами не всегда позволяет однозначно решить проблему обособления сравнительного оборота. Не вызывают пунктуационных трудностей случаи, когда сравнительный оборот включен в состав фразеологического сочетания в этом случае он не обособляется : В этот день проехал я 75 верст. Я заснул как убитый… Он сказал, что он придумает какую-нибудь новую штучку и тогда все будут сидеть как пришитые. Объясняя случаи, когда запятая при сравнительных оборотах не ставится, он в качестве проверки предлагает прием замены сравнительного оборота творительным падежом существительного. В качестве иллюстрации приводится пример: Как дым развеялись мечты Но в результате такой подстановки не всегда получаются корректные предложения. Это, к сожалению, снижает ценность и самой процедуры. Не случайно примеров с запятой в аналогичных конструкциях гораздо больше. Например: Сравнительный оборот знаки препинания длинная белая лента, сравнительный оборот знаки препинания они лебеди друг за другом. Соглашаясь с тем, что в сравнительный оборот знаки препинания случаях сравнительный оборот знаки препинания может не ставиться, предложим «лингвистическую» интерпретацию. Приводимый пример Как дым развеялись мечты может быть прокомментирован следующим образом. В исходном предложении редуцированный оборот занимает позицию так имеет обстоятельственное значение, фразовое или логическое ударение: Мечты развеялись так, как развеивается дым. Знание о том, что мечты развеялись, является в такой конструкции данным, известным. Другой пример: А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел, и тени не оставил… Ахматова Фразовое ударение падает на глагольный сравнительный оборот знаки препинания сообщение о действии, так же как и качественная характеристика действия, представляют новую информациюзапятая ставится: Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный… Он жил как мог; он жил как все. Информация о том, что он жил, — известная информация жить — это необходимая и обязательная функция живого существаа обороты типа как мог, как все — носители новой информации, фразового или логического ударения в предложении. Вот почему запятая обычно не ставится. Как правило, значимую информацию выражают обороты, которые стоят после сказуемого. Обычно нужно учитывать лексическое значение глагола и контекст, в котором употребляется предложение. Ясно, что, если информация, выраженная в глаголе, не является новой, а повторяет содержащееся в предшествующем контексте, сравнительный оборот может не обособляться. Однако такое встречается крайне редко. Классическими сравнительными оборотами следует считать конструкции, присоединяющиеся к словам так, такой: такой же, как я; так же, как и я и т. Этап первичной проверки понимания изученного. Составление алгоритма различения оборотов с союзом как. Алгоритм различения оборотов с союзом как 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: 1 Сравните предложения; подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания. Кошка как маленький тигренок. Кошка выглядит как маленький тигренок. Кошка зашипела как маленький тигренок. Дорога выглядит как аллея. Дорога будет обсажена деревьями как аллея. Трава на поляне стала мягкой как ковер. Трава на поляне стала как ковер. Трава на поляне как ковер. В каких из них оборот с как тесно связан по смыслу со сказуемым? Обведите кружком номера таких предложений. Теория Эйнштейна не должна пониматься как некая окостеневшая догма. Это звук был как звонок будильника. Все дома как пылью покрыты. Ответ : предложения 2, 3, 5. Переделайте предложения, как показано в образце. Ему, как другу, неловко взять с меня деньги. Как человек ограниченный, он не понимал, что ему говорили. Петр, как добрый человек, быстро завоевал сердце девочки. Ей, как человеку ответственному, поручались самые слож- ные задания. Как врач и друг, она не нашла возможным сказать всю правду. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков. Честолюбие есть не что иное как жажда власти. Такие города как Помпеи являются уникальными памятниками. Первым царем этого народа был не кто иной как сын бога морей Посейдона Атлант. Составьте предложения с данными оборотами. Видно как на ладони — … 2. Сидеть как на иголках — … 3. Лить как из ведра — … сравнительный оборот знаки препинания. Вскочил как ужаленный — … 5. Знать как свои пять пальцев — … 6 Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков на месте пропусков. Если есть ССП по русскому языку и русской литературе литературе 5-11 позвоните, пожалуйста по тел. А к каким учебникам, вернее, какого года издания, поурочное планирование за сравнительный оборот знаки препинания класс? И какие предметы входят в комплект? Методическая копилка поурочные планы, поурочные разработки,план конспект урока,разработки уроков,поурочное планирование,календарно-тематическое планирование, календарные планы, презентации, тесты, методические разработки, открытые уроки 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 классы.




Елена Караулова

Объясните постановку знаков на месте пропусков. Да не только как на человека, но и как на писателя.